Некоторые особенности развития миопии у детей школьного возраста
Ключевые слова:
миопия, прогрессирование, факторы риска, анкетирование, школьникиАннотация
Цель. Оценить факторы риска развития и прогрессирования миопии у детей, обучающихся в школах крупного города, и определить возможности ее профилактики на уровне амбулаторно-поликлинического звена.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 106 детей, обучающихся в школах г. Санкт-Петербурга (60 мальчиков и 46 девочек, 56,6% и 43,4% соответственно). Период наблюдения составил 3 года. Все осмотры дополнялись анкетированием родителей обследованных детей.
Результаты и обсуждение. Наиболее часто выявление миопии происходило при профилактическом осмотре в школе (58,5%). Первичное обращение чаще происходило в городской диагностический центр (34%) и в частные медицинские центры (34%). При этом семьи с одним ребенком чаще посещали районную поликлинику (50%), реже – городской диагностический центр (43,7%), семьи с двумя детьми чаще обращались в коммерческие медицинские структуры (50%). При анализе анкетирования выявлено, что ряд вопросов имеет прогностическую значимость для оценки течения миопии. При последующем анализе этих вопросов определены наиболее значимые факторы риска развития и прогрессирования близорукости у детей школьного возраста. Такими факторами стали двигательная активность ребенка и соблюдение режима дня.
В работе изучена частота развития миопии у детей с коморбидными состояниями. У детей с миопией слабой степени
преобладала патология опорно-двигательного аппарата (42,3%), со средней степенью – патология ЛОР-органов (33,3%), нарушение осанки (27,7%) и ОРВИ (22,2%). У детей с миопией высокой степени преобладали патология опорно-двигательного аппарата (33,4%), аллергия и ОРВИ (по 22,2%). По результатам анализа прогностической ценности факторов риска развития и прогрессирования миопии оказалось, что статистически достоверными были лишь нарушения режима дня у ребенка и отсутствие постоянного офтальмолога.
Заключение. Первичное выявление миопии у школьников чаще (58,5%) происходит при профилактических осмотрах в школе. Анкетирование родителей позволяет получать дополнительную информацию в отношении факторов риска развития и прогрессирования у их детей миопии. На течение близорукости наибольшее влияние оказывают нарушение режима дня и отсутствие наблюдения у «постоянного» офтальмолога, что закономерно следует учитывать при работе с детьми и их родителями.
Библиографические ссылки
Богинская О.А., Обрубов С.А., Порядин Г.В., Колбатова Е.С., Дубовик Л.Г. Близорукость, ассоциированная с недифференцированной дисплазией соединительной ткани: особенности вегетативной нервной системы у детей. Российская детская офтальмология. 2013; 3: 13–17.
Жукова Е.А., Шитова О.В., Коротаева К.Н., Попова Л.И. Анализ индивидуальной динамики и остроты зрения вблизи и вдали у детей первых 4 лет обучения в школе. Вятский медицинский вестник. 2018; 4 (60): 49–54.
Земляной Д.А., Львов С.Н., Бржеский В.В. и др. Особенности организации режима дня и динамика изменений рефракции у учащихся младших классов Санкт-Петербурга. Педиатр. 2018; 9 (6): 45–50.
Казимирский А.Н., Обрубов С.А., Салмаси Ж.М., Хамнагдаева Н.В., Семенова Л.Ю., Порядин Г.В., Чиненов И.М. Патогенетическая значимость нарушений метаболизма ретинола в развитии приобретенной близорукости у детей без сопутствующих хронических заболеваний. Российская детская офтальмология. 2018; 3: 13–19.
Курганова О.В., Маркова Е.Ю., Безмельницына Л.Ю., Пронько Н.А., Венидиктова Л.В. Миопия и другие аномалии рефракции у детей школьного возраста. Практическая медицина. 2018; 3 (114): 106–109.
Обрубов С.А., Румянцев А.Г., Демидова М.Ю., Беспалюк Ю.Г., Бограш Г.И., Иванова А.О., Кузнецова Е.А. Частота близорукости и структура сочетанной с ней экстраокулярной патологии у детей общеобразовательного учреждения. Российская педиатрическая офтальмология. 2008; 4: 5–7.
Обрубов С.А., Бограш Г.И., Демидова М.Ю. Обоснование организации охраны зрения детей в общеобразовательном учреждении. Российская педиатрическая офтальмология. 2006; 1: 6.
Орел В.И., Ким А.В., Середа В.М., Гурьева Н.А. Служба охраны здоровья матери и ребенка Санкт-Петербурга в 2017 году. Сборник научных трудов СПбГПМУ. СПб., 2018: 168 с.
Проскурина О.В., Маркова Е.Ю., Бржеский В.В. и др. Распространенность миопии у школьников некоторых регионов России. Офтальмология. 2018; 15 (3): 348–353.
Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации №442н от 25 октября 2012 г. «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты».
Тарутта Е.П., Проскурина О.В., Тарасова Н.А., Маркосян Г.А. Анализ факторов риска развития близорукости в дошкольном и раннем школьном возрасте. Анализ риска здоровью. 2019; 3: 26–33.
Harrington S.C., Stack J., Saunders K., et al. Refractive error and visual impairment in Ireland schoolchildren. British Journal of Ophthalmology. 2019; 103: 1112–1118.
Nishimura M., Wong A., Dimaras H., Maurer D. Feasibility of a school-based vision screening program to detect undiagnosed visual problems in kindergarten children in Ontario CMAJ 2020 July 20; 192: E822–31.
Williams K.M. et al. Early life factors for myopia in the British Twins Early Development Study Br J Ophthalmol 2018: 1–7. doi: 10.1136/bjophthalmol; 2018; 312439.