Современные методы диагностики когнитивного развития с использованием шкалы WPPSI-IV у детей с глазодвигательными нарушениями
Ключевые слова:
WPPSI-IV, ботулотоксин типа А, косоглазие, нейрокогнитивные функцииАннотация
Цель. Оценить влияние лечения препаратом ботулинического токсина типа А на нейрокогнитивные функции у детей с косоглазием.
Материал и методы. В исследование включено 6 пациентов в возрасте от 4,5 до 7,7 года с различными формами косоглазия до и после проведения хемоденервации, наблюдавшихся 6 месяцев в ГБУЗ «НПЦ специализированной медицинской помощи детям ДЗМ». Всем детям до и после хемоденервации проводился стандартный офтальмологический скрининг. Исследование интеллекта проводили с помощью шкалы WPPSI-IV.
Результаты. Снижение показателей уровня интеллекта нами не отмечено, установлено увеличение показателей уровня интеллекта у 2 детей (33,3%) на 1 балл. У 3 детей (50%) уровень интеллекта после хемоденервации не изменился. Также было установлено, что у 3 детей (50%) – высокий средний показатель IQ и 3 детей (50%) – средний показатель IQ.
Заключение. Результаты исследования демонстрируют положительное влияние результатов хемоденервации на когнитивные функции детей с косоглазием, наблюдавшихся офтальмологом. Тестирование по шкале WPPSI-IV открывает новые горизонты для выявления когнитивных отклонений у детей. На данном примере была проведена демонстрация оценки безопасности выполнения хемоденервации для нейрокогнитивных функций у детей. Методика позволяет провести диагностику и в случае выявления отклонений провести своевременную коррекцию, а также способствует снижению риска инвалидизации пациента.
Библиографические ссылки
1. Сидоренко Е.Е., Останина И.А., Росельо Кесада Н.М., Мигель Д.В., Сидоренко Е.И. Побочные эффекты при лечении косоглазия у детей ботулиническим токсином типа А. Клиническая офтальмология. 2022;2: 145–147. [Sidorenko EE, Ostanina IA, Rosello Kesada NM, Migel DV, Sidorenko EI. Side effects of treatment of strabismus with botulinum toxin type A in children. Clinical ophthalmology. 2022;2: 145 147. (In Russ.)]
2. Обрубов С.А., Свирчевский И.В., Демидова М.Ю., Бограш Г.И. Психологические особенности детей с близорукостью: обоснована ли психотерапевтическая помощь? Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2011;56(4): 101–103. [Obrubov SA, Svirchevskii IV, Demidova MYu, Bogrash GI. Psikhologicheskie osobennosti detei s blizorukost’yu: obosnovana li psikhoterapevticheskaya pomoshch’? Rossiiskii vestnik perinatologii i pediatrii. 2011;56(4): 101–103. (In Russ.)]
3. Обрубов С.А., Скачко Е.А. Психологические особенности детей с прогрессирующей близорукостью. Школа здоровья. 1994;1(1): 80. [Obrubov SA, Skachko EA. Psikhologicheskie osobennosti detei s progressiruyushchei blizorukost’yu. Shkola zdorov’ya. 1994;1(1): 80. (In Russ.)]
4. Бикбов М.М., Файзрахманов Р.Р., Гильманшин Т.Р., Ярмухаметова А.Л. Функциональное зрение как комплексный показатель зрительной функции у пациентов с офтальмопатологией. Медицинский альманах. 2014;1(31): 59–62. [Bikbov MM, Faizrakhmanov RR, Gilmanshin TR, Yarmukhametova AL. Functional vision as a comprehensive indicator of visual function in patients with ophthalmopathology. Medicinskij al’manah. 2014;1(31): 59–62. (In Russ.)]
5. Petermann F, Petermann U. Hamburg-Wechsler-Intelligenztest für Kinder IV (HAWIK-IV). Kindheit und Entwicklung. 2017;26 (3): 175–183.