Результаты исследования цветового зрения разными способами у детей с амблиопией

Авторы

  • С.И. Рычкова Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, Москва; Медико-биологический университет инноваций и непрерывного образования ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации – Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России, Москва
  • В.Г. Лихванцева Академия постдипломного образования ФБГУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий» ФМБА России, Москва; «Государственный научный центр Российской Федерации – Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России, Москва
  • Р.И. Сандимиров Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва

Ключевые слова:

амблиопия, цветовое зрение, методы диагностики цветового зрения

Аннотация

Цель. Сравнить результаты исследования цветового зрения разными способами у детей с амблиопией и у детей контрольной группы.
Материал и методы. Наблюдали 81 ребенка школьного возраста: 35 детей с амблиопией (1-я группа); 46 детей контрольной группы без амблиопии (2-я группа). Цветовое зрение исследовали при помощи классических тестов (полихроматические таблицы Е.Б. Рабкина и Neitz-test) и собственных тестовых изображений (Патент RU 2760085 от 02.04.2021).
Результаты. В контрольной группе у 38 (82,6%) детей была определена нормальная трихромазия при использовании всех трех методов. В остальных случаях по таблицам Е.Б. Рабкина у 4 (8,7%) испытуемых возникли затруднения с определением формы тестовой фигуры в некоторых таблицах. При этом дети могли правильно назвать цвета отдельных кружков, из которых состояло изображение. При выполнении Neitztest затруднения наблюдались у 6 (13%) детей. С разработан-
ными собственными тестами ни у кого из детей контрольной группы затруднений не возникло. В группе детей с амблиопией только у 12 (34,3%) детей была определена нормальная трихромазия обоих глаз при использовании всех трех методов.
При исследовании по таблицам Е.Б. Рабкина, Neitz-test и разработанным нами тестам у двух мальчиков была выявлена
протанопия в сочетании с дейтеранопией при исследовании как лучше видящего, так и хуже видящего глаза. У двух девочек наблюдали менее выраженные нарушения восприятия красного и зеленого цветов с теми же тестами. Еще 9 (25,7%) детей могли правильно назвать цвет отдельных кружков, но испытывали трудности с определением формы тестовой фигуры в нескольких таблицах Е.Б. Рабкина. При выполнении Neitz-test 15 (42,9%) детей правильно называли цвета всех тестовых фигур, но ошибались с их формой.
Заключение. При исследовании цветового зрения у детей при помощи таблиц Е.Б. Рабкина и Neitz-test нужно учитывать то, что данные тесты ставят перед обследуемым ребенком сразу две задачи – различение цвета и опознание формы. У здорового ребенка школьного возраста обычно это не вызывает затруднений, но при амблиопии механизм интеграции информации о цвете и форме в единый зрительный образ может быть нарушен, что затрудняет правильное выполнение теста и может приводить к ошибкам в интерпретации врачом ответов пациента. Разработанные нами тестовые изображения не требуют опознания хроматической формы, в связи с чем более объективно отражают способность ребенка отличать хроматическое изображение от ахроматических такой же яркости, а также способность различать оттенки основных тонов при разной степени их насыщенности. Кроме того, достоинствами метода являются простота выполнения, минимальное время обследования, доступность для понимания ребенка, в связи с чем он представляется перспективным для использования на амбулаторном приеме у детей разного возраста.

Библиографические ссылки

1. Аветисов Э.С. Дисбинокулярная амблиопия и ее лечение. М.: Медицина; 1968. [Avetisov SE. Disbinocularnaya ambliopia u detej. Moskva: Medicina; 1968. (In Russ.)]

2. Ковалевский Е.И., Михалёва Л.Г. Консервативные методы лечения детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. Офтальмологический журнал. 1982;6: 326–329. [Kovalevskij EI, Mihal’eva LG. Konservativnye metody lecheniya detej doshkol’nogo vozrasta s kosoglaziem i ambliopiei. Oftal’mologicheskij jurnal. 1982;6: 326–329. (In Russ.)]

3. Аветисов С.Э., Кащенко Т.П., Шамшинова А.М. Зрительные функции и их коррекция у детей. М.: Медицина; 2005: 358–369. [Avetisov SE, Kashchenko TP, Shamshinova AM. Zritelnye funkcii i ih korrekciya u detej. Moskva: Medicina; 2005: 358–369. (In Russ.)]

4. Рожкова Г.И., Матвеев С.Г. Зрение у детей. Проблемы оценки и функциональной коррекции. М.: Наука; 2007. [Rozhkova GI, Matveev SG. Zrenie u detej. Problemy ocenki i funkcional’noj korrekcii. Moskva: Nauka; 2007. (In Russ.)]

5. Хватова Н.В. Клинико-функциональные симптомы дисбинокулярной амблиопии и нейрофизиологические механизмы развития зрительных функций. Автореф. дис. … кандидата мед. наук. М.; 2008. [Hvatova NV. Klinikofunkcional’nye simptomy disbinokularnoj ambliopii i neirofiziologicheskie mehanizmy razvitiya zritel’nyh funkcij. Avtoref dis. … kandidata med. nauk. Moskva; 2008. (In Russ.)].

6. Матросова Ю.В. Этиопатогенез, клиника и методы лечения больных с амблиопией. Вестник НГУ. Серия: Биология, клиническая медицина. 2012;10(5): 193–202. [Matrosova UV. Etiopatogenez, klinika i metody lecheniya bol’nyh s ambliopiej. Vestnik NGU. Seriya: Biologiya, klinicheskaya medicina. 2012;10(5): 193–202. (In Russ.)]

7. Wong AMF. New concepts concerning the neural mechanisms of amblyopia and their clinical implications. Can. J. Ophthalmol. 2012;47 (5): 399–409.

8. Маглакелидзе Н.М., Зуева М.В. Амблиопия и бинокулярное зрение. Российский офтальмологический журнал. 2017;2: 97–102. [Maglakelidze NM, Zueva MV. Amblyopia i binocularnoie zrenie. Rossiiskii oftal’mologicheskii journal. 2017; 2: 97–102. (In Russ.)]

9. Gambacorta C, Nahum M, Vedamurthy G. An action video game for the treatment of amblyopia in children: A feasibility study. Vision Research. 2018;148: 1–14.

10. Чупров А.Д., Борщук Е.Л., Воронина А.Е. Некоторые аспекты лечения амблиопии у детей. Российский офтальмологический журнал. 2018;11(1): 24–29. [Chuprov AD, Borshchuk EL, Voronina AE. Nekotorye aspekty lecheniya ambliopii u detej. Rossiiskii oftal’mologicheskii journal. 2018;11(1): 24–29. (In Russ.)]

11. Бурлуцкая Л.А. Этиопатогенетические механизмы амблиопии. Вестник офтальмологии. 2007;3: 48–51. [Burluzkaya LA. Etiopatogeneticheskie mechanism ambliopii. Vestnik oftal’mologii. 2007;3: 48–51. (In Russ.)]

12. Фабрикантов О.Л., Матросова Ю.В. Анизометропия и анизометропическая амблиопия (обзор литературы). Офтальмология. 2018;15(1): 12–17. [Fabrikantov OL, Matrosova UV. Anizometropiya i anizometropicheskaya amblyopiya (obzor literatury). Oftal’mologiya. 2018;15(1): 12–17. (In Russ.)]

13. Терехова Т.В., Глумскова Ю.Д., Ломакина Е.В. Результаты комплексного лечения обскурационной амблиопии у детей после экстракции врожденной катаракты. Российская детская офтальмология. 2022;2: 13–19. [Terehova TV, Ulumskova UD, Lomakina EV. Rezultaty kompleksnogo lecheniya obskuracionnoj ambliopii u detej posle ekstrakcii vrojdennoj katarakty. Rossiiskaya detskaya oftal’mologiya. 2022;2: 13–19. (In Russ.)]

14. Kocak-Altintas AG, Satana B, Koçak I, Duman S. Visual acuity and color vision deficiency in amblyopia. European journal of ophthalmology. 2000;10(1): 77–81.

15. Нероев В.В., Маглакелидзе Н.М., Зуева М.В. Патофизиология амблиопии: вовлечена ли сетчатка? Российский офтальмологический журнал. 2014;7(4): 98–105. [Neroev VV, Maglakelidze NM, Zueva MV. Patofiziologiya ambliopii: vovlechena li setchatka? Rossiiskii oftal’mologicheskii jurnal. 2014;7(4): 98–105. (In Russ.)]

16. Rajavi Z, Sabbaghi H, Baghini AS, et al. Prevalence of color vision deficiency and its correlation with amblyopia and refractive errors among primary school children. Journal of ophthalmic & vision research. 2015;10(2): 130–136.

17. Suliman IAM, Ali MSA. The effect of amblyopia on contrast sensitivity, color vision, and stereoacuity. Al-Basar International Journal of Ophthalmology. 2017;4(2): 54–59.

18. Пономарчук А.В., Храменко Н.И. Цветослабость при врожденных нарушениях цветоощущения различной степени тяжести. Офтальмологический журнал. 2018;4: 39–43. [Ponomarchuk AV, Hramenko NI. Tsvetoslabosti pri vrojdennyh narusheniyah tsvetooshusheniya razlichnoi stepeni tiajesti. Oftal’mologicheskii jurnal. 2018;4: 39–43. (In Russ.)]

19. Kuriki I. Emergence and separation of color categories: an NIRS study in prelingual infants and a k-means analysis on Japanese color naming data. Current Opinion in Behavioral Sciences. 2019;30: 21–27.

20. Tang T, Álvaro L, Alvarez J, et al. ColourSpot, a novel gamified tablet-based test for accurate diagnosis of color vision deficiency in young children. Behavior Research Methods. 2022;54(3): 1148–1160.

21. Kerber KL. Testing Color Vision in Children. The Pediatric Eye Exam Quick Reference Guide. IGI Global; 2022.

22. Agarwal A, Dinakar S, Tripathy NK, et al. Colour vision standards: Past, present, and future. Indian Journal of Aerospace Medicine. 2020;64(2): 93–99.

23. Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. М.: Медицина; 1971. [Rabkin EB. Polihromaticheskie tabl i tsy dlya issledovaniya tsvetooshusheniya. Moskva: Medicina; 1971. (In Russ.)]

24. Ishihara S. Tests for Colour Blindness. Tokyo, Japan: Kanehara Shupper Co. Ltd.; 1972.

25. Ngente Z, Jadav B, Aafaque S, et al. Prevalence of color vision anomalies among dental professionals. Middle East African Journal of Ophthalmology. 2021;28(3): 169–173.

26. Lombu F, Panggabean E. Building Systems Testing Method Using Ishihara Color Blindness. Journal of Computer Networks, Architecture and High Performance Computing. 2020;2(2): 218–221.

27. Neitz M, Neitz J. A new mass screening test for color-vision deficiencies in children. Color Research & Application. 2001;26(S1): S239 S249.

28. Макаров И.А. Распространенность наследственных нарушений цветовосприятия. Офтальмология. 2020;17(3): 414–421. [Makarov IA. Rasprostranennosti nasledstvennyh narushenii tsvetovospriatiya. Oftalmologiya. 2020;17(3): 414–421. (In Russ.)]

29. Рычкова С.И., Лихванцева В.Г., Сандимиров Р.И. Сравнительный анализ результатов исследования цветового зрения табличными методами у детей с врожденной частичной атрофией зрительного нерва. Актуальные вопросы нейроофтальмологии: сборник статей по материалам XXI научно-практической нейроофтальмологической конференции. М. – Тверь; 2022: 28–32. Rychkova SI, Likhvantseva VG, Sandimirov RI. Sravnitel’nyy analiz rezul’tatov issledovaniya tsvetovogo zreniya tablichnykh metodov u detey s vrozhdennoy chastichnoy atrofiyey zritel’nogo nerva. Aktual’nyye voprosy neyrooftal’mologii: sbornik statey po materialam XXI nauchno prakticheskoy neyrooftal’mologicheskoy konferentsii. M. – Tveri; 2022: 28–32. [(In Russ.)]

30. Danilova M, Mollon J. Horizontal lines in the MacLeod- Boynton diagram: Saturation discrimination and hue discrimination compared. Journal of Vision. 2019;19(8): 7–10.

31. Treisman A. The binding problem. Current Opinion in Neurology. 1996;6: 171–178.

32. Rychkova S, Ninio J. Paradoxical fusion of two images and depth perception with a squinting eye. Vision Research. 2009;49(5): 530–535.

Загрузки

Опубликован

2023-12-14